Вы попали на пока небольшой сайт о звездах зарубежной (в основном) эстрады 50-х — 90-х годов XX-го века. Сайт о музыке, в которой были душа, загадка, искренность. О музыке, забытой в нашей стране настолько, что услышав мелодию, далеко не все вспомнят, что она придумана не сегодня, и что в оригинале она звучала лучше, чем сейчас в телевизионной рекламе и в рингтонах мобильников.

Мои впечатления о временах и музыке

Для серьезного изучения истории страны статья не рекомендуется.

50-е годы

В западных странах продолжение эпохи джаза, а у нас время кукурузного початка (1955-1963) и эпоха стиляг. Сегодняшние, часто слащаво-романтические представления о жизни стиляг не всегда соответствуют действительности. Стиляги выделялись яркой одеждой, повышенным интересом к западной музыке и танцам и манерой разговора («с чувихой мы хиляем по Бродвею»).

Движение стиляг в СССР было логичным порождением советского уклада жизни, основанного на учете и контроле. Контролировалось и регламентировалось всё. Как и во что одеваться, как подстригаться, какую музыку слушать, что танцевать и что думать, решали за нас. Разрешалось танцевать вальс, польку, краковяк, падеграс и т.п. Список утверждало РОНО. Танцевать танго или фокстрот не запрещалось, но и не рекомендовалось.

Однако, прогресс остановить трудно. В кинопрокате появились трофейные фильмы, и отличие нашей жизни от западной стало видно каждому. Постепенно в обществе начал зарождаться стихийный протест против общепринятого единообразия в одежде, стиле жизни и мыслях. Так и появились стиляги. Естественно, что в ответ в стране началась борьба с низкопоклонством перед Западом. Про «стильных» музыкантов говорили: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Стиляг обсуждали на комсомольских собраниях, объявляли выговоры, отчисляли из ВУЗов, исключали из комсомола, а ведь исключенный из комсомола или из партии не мог считать себя полноправным членом советского общества. В провинциальных городах дружинники и милиция отлавливали стиляг и стригли под полубокс, а их считающиеся модными узкие брюки распарывали и вшивали красные сатиновые клинья. Реакция на это чаще всего была противоположной ожиданию. Молодые люди, восхищающиеся западной музыкой, теряли веру в то, что им внушали в школах и институтах и переходили к неприятию советской действительности. Интересно, что движение стиляг было исключительно нашим, советским явлением. В «загнивающих» империалистических странах доморощенных стиляг не существовало.

О звуковоспроизводящей технике тех времен. Использовались репродукторы, ламповые радиоприемники и патефоны с грампластинками на 78 оборотов/мин. Патефон — жуткий чемоданоподобный агрегат, не содержащий ни одной электрической детали. Сбоку ручка для завода пружины, которую надо было периодически крутить. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Иглы часто тупились и их надо было то и дело менять, грампластинки быстро изнашивались.

«Буржуазный» джаз в Советском Союзе существовал «на костях». Так назывались подпольные грамзаписи на БУ-шных рентгеновских снимках. Воспроизводились на патефоне. Слушали их одни «отщепенцы».

60-е годы — космическая эпоха

Начало освоения космоса — солидный успех советской науки. Появилась надежда догнать и перегнать США и построить светлое коммунистическое будущее за 20 лет. В городе на плакатах члены политбюро, улыбающиеся кукурузные початки и рога (или роги?) изобилия. Рог изобилия (cornu copiae) изображался похожим на упавший фунтик с мороженым, из которого сыпались кукурузные початки, виноградные грозди, свиные окорока, бутылки и большие тыквы.

О науке. Стараниями лысого кукурузника наука и искусство поделены на социалистические и буржуазные. Особенно пострадали такие «буржуазные лженауки», как генетика и кибернетика. «Бей своих, чтобы чужие боялись». Досталось на орехи всем наукам. Пострадали органическая химия, биология, а особенно сельскохозяйственные науки и само сельское хозяйство, естественно, тоже. Обещание построить коммунизм за 20 лет выполнено не было.

О звуковоспроизводящей технике и радиотехнике тех лет. После экспериментов промышленности с телевизорами с маленькими экранами и большими неудобными линзами появился первые удобные телевизоры, такие как «Старт», «Рубин» и «Рубин-102». В начале 60-х годов они еще были роскошью, и я помню, как к нам приходили соседи смотреть это чудо техники — телевизор. Грампластинки стали долгоиграющими (33⅓ оборотов/мин). Вместо устаревших патефонов появились радиолы с проигрывателем грампластинок и со всеми диапазонами, включая коротковолновые. Стало возможным практически во всех семьях слушать передачи радиостанций из США, Великобритании и других стран. Такие радиостанции назывались вражьими голосами и прослушивание их не поощрялось. В СССР продолжали активно работать станции глушения радиосигналов, излучающие помехи на волнах «вражьих голосов», чтобы их никто не мог слушать. Советские граждане слушали «Би-би-си», «Голос Америки» и «Радио Свобода». Слушали, запершись в квартирах, превозмогая визг помех от глушняка и уже забывающийся страх, что настучат.

Музыка в нашей стране подразделялась на классическую, легкую и буржуазную. В советских музыкальных школах изучали только классическую музыку. Исполнять легкую музыку считалось несерьезно, а буржуазную запрещено. Битлз — запрещенное неприличное слово. С легкой руки нашего композитора Никиты Богословского, Битлов и по радио и в газетах называли навозными жуками и клеймили позором. Ужасами битломании пугали детей. Эту жуткую радиопередачу про Битлов я слушал тогда по радио, вернувшись домой из школы. Впоследствии композитору пришлось признать такую досадную ошибку. Пусть это послужит уроком для любителей троллинга, да и для всех нас.

70-е годы

Кадр из клипа

×

Смотреть

В нашей стране продолжается эпоха магнитофонов. Из магнитофонов в начале 70-х популярен Комета МГ-201-М. Ламповый и очень прочный. Можно было покататься на нем с горки, после чего он все равно работал. Потом появились более качественные, но менее прочные Яуза-6 и Маяк-201. Начавшая появляться в продаже аппаратура первого и высшего класса была доступна немногим. Первые советские кассетные магнитофоны всерьез не воспринимались. Их качество звуковоспроизведения считалось отвратительным, хоть и было намного лучше, чем у современных мобильников и iPad-ов. Долгоиграющие грампластинки в 70-е годы стали называться дисками. Западные диски продавались из рук в руки и стоили около ¼ средней месячной зарплаты (25-50 рублей). Советские грампластинки стоили раз в 20 дешевле (1 руб. 50 коп. за диск) и продавались свободно.

О моде. Все советские молодые люди, кроме изрядно поредевших «сознательных граждан» и комсомольских лидеров, носили тогда длинные волосы и косили то ли под хиппарей то ли под Битлов. Под полубокс стригли только маленьких детей и маменькиных сынков. Короткие штанишки (по-современному шорты) носили только маленькие дети.

Фото западных рок-звезд начали публиковать в журнале «Ровесник», правда в критических статьях и не в лучшем виде, а чтобы всемирно признанных рок-музыкантов из капиталистических стран пустили в СССР на гастроли и показали по нашему телевидению, мечтать не приходилось. Советские молодые люди, слушая эту музыку на магнитофоне, часто только в воображении могли представить, как выглядят ее исполнители.

В 70-е в нашем Владимирском политехе на концерте, посвященном очередной годовщине ВОСР (Великой Октябрьской Социалистической Революции) полагалось каждому факультетскому ВИА отыграть песню протеста и песню советских композиторов или народную. Третья песня — по выбору ВИА, только выбор был мал. За песню протеста у нас пошла «Индейская резервация». Хорошо пошла. Там были шикарные слова: «Там голод смерть живым сулит, а мертвый вечно будет сыт». И ведь дожили! До голодных 90-х оставалось не так уж и долго. К нашему удивлению, публика хлопала и «неистовствовала», когда мы исполнили русскую народную песню «Во кузнице». Позже выяснилось, что хлопали не нам, а нашему комиссару, который стоял от нас в сторонке, чтобы мы его не видели, и показывал публике, как надо хлопать. Кстати, «неистовство» публики тогда выражалось ритмическими хлопками в ладоши. Это называлось аплодисментами. Вскакивать с мест, свистеть и вопить — да боже упаси.

Кадр из клипа

Paul Revere & The Raiders — Indian Reservation

Предлагаю послушать песню «Индейская резервация», как она звучала в оригинале — в исполнении американской рок-группы «Paul Revere & the Raiders». Русский текст песни (вариант ВИА Поющие гитары) и оригинальный английский текст в окне видео.

×

Смотреть

80-е годы — расцвет и окончание эпохи застоя

Дорогой Леонид Ильич — незлобивый и всегда как будто под мухой, «как все». Свои длинные речи читал по бумажке и с трудом, но стойко превозмогая болезни и старость. Ведь еще в 1976 году он пережил клиническую смерть, а ушел из жизни 10 ноября 1982 г., оставаясь «на посту». Последнее публичное появление Брежнева состоялось 7 ноября 1982 года, за три дня до смерти. При нем в стране всё было относительно тихо и спокойно. В этом его большая заслуга. Наверняка надо было что-то менять, но народ тогда устал от перемен, хотя и жить «в болоте» не всем было уютно. Ведь все эти невероятные речи генсека надо было всенародно изучать и неоднократно сдавать на экзаменах по истории КПСС. Без успешной сдачи этих экзаменов нельзя было успешно окончить школу, вуз и поступить в аспирантуру. Еще вспоминаются колбасные электрички в Москву, очереди и полупустые прилавки. И это только малая часть проблем того времени.

В отношении партийного руководства к музыке тоже мало что изменилось. Помню, в начале восьмидесятых слушали Севу Новгородцева, программу поп-музыки из города Лондона по Би-би-си по пятницам. Однажды во время передачи о роке новой волны Сева натурально переехал на новую волну, а станция глушения радиосигналов продолжала усердно глушить пустоту. Обновленного и незапятнанного глушняком Севу, мы отловили заново, и это был праздник, но не надолго. Через пару дней глушняк тоже переехал на новую волну Би-би-си, и опять всё стало как положено. Считающие себя настоящими продуктами эпохи застоя, вспомнят. Ведь это не бред и не прикол. У ностальгии по прошлому терпкий вкус.

90-е годы

МММ, РДС и другие пирамиды и пирамидки, государственный бандитизм, задержки зарплаты, гиперинфляция, талоны на водку, чай и сигареты. В советской глубинке эпоха голода и женского плача, в детских садах почти поголовно вши. Все (почти все) дружно сажают картошку. В то эпохальное время, когда пара мужских шерстяных нитяных перчаток стоила половину месячной зарплаты, из рекламы узнали словосочетание «бальзам ополаскиватель». Мыльные сериалы «Рабыня Изаура» (повторно) и «Богатые тоже плачут», а хозяйственное мыло — как «два в одном» — и шампунь и гель для душа одновременно.

Кадр из клипа

Зарплату задерживают

Очень колоритный ролик. Задержки зарплаты на полгода были повсеместным и обычным явлением. Не понятно, как люди вообще выживали, еще более не понятно, почему сейчас об этом редко кто помнит. Для порядка митинговали, но знали, что всё бесполезно, и не верили, что будет результат. Отсюда спокойный и будничный тон интервью, какая-то безмятежная атмосфера. На самом деле все обманчиво, все не так, как видно на первый взгляд. Ролик снимался в Курске во время забастовки в 2004 году, так что это всего лишь отголоски 90-х, когда было еще хуже. На втором плане совершенно трезвый человек, инвалид с детства Юрий Анатольевич Татаренков. Он был болен церебральным параличом, у него нарушена координация движений, и он практически не может говорить. Лицо его в кадре испачкано, потому что он из-за своего недуга часто падает на землю.​ Грех над ним смеяться. Он добрый человек и на насмешки старается не обижаться. После n-ного просмотра начинаешь понимать, что происходящее на экране совсем не смешно. Все буднично, беспросветно и безысходно, как будто так и надо, и по-другому — никак, и так уже будет всегда. Кооператоры, бомжи, пьяницы, юродивые, смешное и трагическое, все перемешалось. Жуткие смутные времена. Помнить горько, но надо.

×

Смотреть

Кошмары, даже самые мрачные, имеют обыкновение кончаться. Жизнь возвращалась, хотя слишком медленно и плавно. К концу 90-х в семьях начали появляться компьютеры. Сначала «Спектрумы», а потом и 486-е. До четвертых пентиумов и 4-х-ядерных было еще далеко. Появились компакт-диски. В связи с этим большие грампластинки стали называться не просто дисками, а виниловыми дисками. «Виниловый звук» и настоящие ламповые усилители до сих пор высоко ценятся у профессионалов.

2000-2013-е годы

Эпоха поголовного распространения мобильных телефонов и интернета. Еще В 1957 году советский изобретатель Л.И. Куприянович построил телефонный аппарат «Радиофон» ЛК-1 (Леонид Куприянович, первый образец). Вес его не превышал трех килограммов. В 1961 году Л.И. Куприянович, используя миниатюрные радиолампы и транзисторы, довел вес своего «мобильного телефона» до 70 грамм. Хотя первые серийные мобильные телефоны американская компания Motorola начала производить только четверть века спустя, в 80-е годы, и размером они были с хороший кирпич, еще в 60-е годы идея мобильной связи витала в воздухе. Внешний вид популярных с 2005 года мобильников-раскладушек был материализован создателями сериала «Star Trek» («Звездный путь») в 1-м фильме «The Cage» («Клетка»), вышедшем 24 июня 1964 года. В сериале этот аппарат для переговоров назывался коммуникатором и с каждой следующей серией фильма все больше походил на мобильник, появившийся в реале лет через сорок. Впрочем, шутки со временами и музыкой в этом сериале были в порядке вещей.

Иллюстрация

Star Trek - Telephone

Сцены из сериала «Звездный путь», в которых начиная c 1964 года демонстрировался мобильник-коммуникатор и его использование во вселенной «Star Trek». В качестве звукового фона наложена песенка про телефон в исполнении современной популярной американской певицы — борца (или борицы?) за права лесбиянок — Лэди Гага (англ. Lady Gaga).

×

Смотреть

 

Интересно, а что же дальше? Перенаселение? Или наоборот — вымирание от пьянства и войн? Полное исчерпание якобы неисчерпаемых ресурсов? А может быть так, как считают фантасты — всеобщая чипизация с превращением людей в киборгов, связанных со всеобщей базой данных и друг с другом через интернет непосредственно? Заманчивый аналог всеобщей телепатии, завязанной на компьютерную сеть, но не станет ли это причиной рождения новой религии и развития такого общества, как у насекомых — на манер улья или муравейника? Было бы круто? Было бы прикольно?

Не будем о плохом. Лучше будем жить правильно, хотя бы вовремя признавать свои ошибки, и тогда точно повезет.


Первая версия странички опубликована в октябре 2010 г.
Последняя правка была сделана в ноябре 2015 г.

Если видео не воспроизводится, включите в настройках обозревателя
«элементы Active-x», «Java», «JavaScript», «картинки». Если не помогает,
скачайте и установите на компьютер последнюю версию flash плеера.
Если и это не помогло, то скачайте и установите современный браузер.


Добавить комментарий

Сбор информации, рерайтинг, верстка, администрирование, etc. — Андрей Павлов (DarVeter)

Обязательные для заполнения поля помечены знаком *


Если у вас возникли трудности с прочтением кода, нажмите на него, чтобы сгенерировать новый вариант.
 

Алексей
Комментарий
Uriah Heep
Комментарий № 7 дата : 08.02.2015 / 15:25:35
Добрый день. С интересом прочитал статью о песне Come away, Melinda. Спасибо. Ищу качественный перевод-подстрочник песни Circle of hands. Можете что-то подсказать?

Aleks
Комментарий
Re: О музыке, стране и временах
Комментарий № 6 дата : 11.04.2014 / 13:01:54
Спасибо за редкую фоточку с Ларисой Григорьевой. Работал в начале 80-х с ней в одной организации.

DarVeter
Комментарий
Re: vad3165
Комментарий № 5 дата : 26.03.2014 / 21:14:26
Большое спасибо, я очень старался. Успел даже сам врасти в его "Розовый Мир".

vad3165
Комментарий
Re: О музыке, стране и временах
Комментарий № 4 дата : 21.03.2014 / 16:00:24
Случайно наткнулся на Ваш сайт.. ( если быть точнее на страничку о Тони Кери).. Был очень приятно удивлён... Огромное Вам спасибо и низкий поклон за проделанную работу.. Много открыл для себя полезной информации. Так как являюсь поклонником этого музыканта с 1987 года.. столько информации и тем более переводов его альбомов не встречал нигде.. Дай Вам бог здоровья и дальнейших успехов.. С уважением из Питера...

Olga Shabalin
Комментарий
Re: О музыке, стране и временах
Комментарий № 3 дата : 01.02.2014 / 19:18:33
было такое, помню одного одноклассника....ну в очень узких брючках с коком на голове...по поводу брюк шутили...надевает с мылом...

DarVeter
Комментарий
Ответ Марату от админа
Комментарий № 2 дата : 02.01.2013 / 14:28:46
Спасибо, Марат! Очень приятно читать такие комментарии. С наступившим Новым годом тебя!

марат
Комментарий
привет
Комментарий № 1 дата : 02.01.2013 / 12:54:17
андрей,ты молоток! через песни рассуждаешь о нашей советской жизни... не все тогда было плохо! страничка утебя хорошая...трогает....
Наверх